ГАВАЙСКАЯ НАБОЙКА ДОСКАМИ ИЗ БАМБУКА Каждый раз, когда на Мауи грохочет шторм, обычные жители острова стараются спрятаться в погребах, плотно закрыть люки и думают о том, что на этот раз разрушит стихия. Но только не производители ткани из коры под названием "капа". Их мысли о том, как после того, как утихнут порывы ветра, они отправятся в рощу кукуи искать поваленные штормом деревья. Кукуи выделяют липкую смолу в местах повреждения. Мастера собирают это вещество и позже применяют для создания гавайской капа, ткани из коры. Испокон веков производители капа - прилежные наблюдатели за миром природы, интуитивные химики и прекрасные художники с немалой дозой перфекционизма. Гавайские женщины на протяжении веков создавали красивую, гибкую ткань из растительного материала. Вауке, или бумажная шелковица, - одно из немногих растений, которые полинезийцы привезли на Гавайи. Ткань, сделанная из ее коры, повсеместно распространена по всему Тихому океану - ее называют "тапа" на Таити и "маси" на Фиджи, но лучшие изделия пришли из древних Гавайев, где это ремесло было возведено в ранг высокого искусства. Гавайцы были единственными, кто ферментировал вауке перед тем, как его измельчить, - вязкий, вонючий процесс, который, тем не менее, дает мягкий, роскошный материал. Работа гавайцев также отличается декоративными водяными знаками, нанесенными на ткань из коры, и яркими натуральными цветами набитых узоров. В стародавние времена капа в буквальном смысле являлась метафорической тканью Гавайев: в нее пеленали новорожденных, ею смягчали кровати, одевали воинов и танцоров и она же сопровождала кости стариков в могилу. Как и многое в гавайской культуре, капа имеет духовное измерение; в ней была мана (жизненная сила) растений, из которых сделана ткань, и людей, которые ее создавали и носили.. Но после того, как на эти острова прибыли жители Запада, европейские тенденции вытеснили местные традиции. К 1870 году коренной гавайский историк Самуэль Камакау сообщил, что «все, кто умел делать традиционную капу - мертвы". Прошло столетие, прежде чем капа вернулась в моду. Во время гавайского культурного возрождения 1970-х годов несколько преданных своему делу, даже можно сказать, одержимых, людей начали вдыхать жизнь в утраченное искусство. Этой второй волне создателей капа пришлось заново продумывать каждый шаг, опираясь лишь на несколько подсказок, спрятанных в песнях, старинных гавайских газетах и музейных реликвиях. Современные мастера ломали головы: как древние создавали такую тонкую кружевную ткань из коры? Почему со временем красители не потускнели? Какие растения давали такие яркие цвета? Современная мастерица Мари Макдональд посвятила разгадыванию этих головоломок многие десятилетия своей жизни. Путем проб и ошибок она вырастила свой собственный вауке и сделала свои собственные инструменты: круглый хохоа, который использовался для разрыхления волокон коры перед ферментацией, квадратный иэ куку, который впечатывал сложные водяные знаки на ткань, и охэ капала, нежные бамбуковые штампы, которые украсят финальное творение. Мари Макдональд скончалась в 2019 году, но дело ее продолжаются. «Капа - это настоящее гавайское искусство», - сказала она однажды. «Он будет расти, развиваться и развиваться. Несмотря на то, что был период забвения, капа, производимая сегодня, рассказывает историю нашего времени».

Теги других блогов: Гавайи капа вауке